Общение – основной источник
информации для ребенка. О новых источниках информации
Ближе к трем годам коммуникация
становится новым источником информации. Способности установления этих самых
коммуникаций должны быть развиты вовремя, чтобы развитие малыша не
стагнировало, а постоянно развивалось.
Как уже было замечено, в детском
возрасте потребности ребенка меняются очень быстро. Перемены обязательно должны
происходить тогда, когда сам организм ребенка нацелен природой на определенный
шаг в развитии способностей.
Поэтому не рекомендуется ни раннее
введение в коллективную жизнь (посещение курсов развития в годовалом возрасте),
ни поздняя изоляция (после двух лет ребенок должен постепенно вливаться в
коллектив сверстников).
Все эти рекомендации малыш не может
соблюсти сам. Родители должны внимательно следить за сменой интересов детей и
направлять развитие своих подопечных в необходимые сферы. Необходимо помнить,
что общество — это та среда обитания, которая будет окружать ребенка всю жизнь.
И в этой среде малышу необходимо будет найти свое место (отстаивать свое «я»),
научиться ладить и с «плохими», и с «хорошими» людьми, разрешать споры (с
помощью приемов дипломатии), получать информацию (используя диалог).
Если малыш от природы стеснителен,
ему необходимо помочь развить свои способности, заинтересовав общением. Мамы и
папы не должны констатировать замкнутость своих чад, им необходимо стремиться
помогать своим робким крохам делать первые шаги к общению со сверстниками.
Заинтересуйте ребенка совместными с другими детьми играми в песочнице,
подмечайте, сравнивайте деятельность малышей, играющих поблизости, весело
предлагая «провернуть» то же самое. Необходимо показать крохе все преимущества
совместной работы и игр. Малыш должен понимать, что дружеское общение — веселое
безопасное времяпрепровождение. Работая вместе, можно чему-то научиться,
сравнить, обменяться «орудиями труда», расширить «поле деятельности». А мама
по-прежнему остается рядом, чтобы подсказать, похвалить, прийти на помощь.
Со временем ребенок оценит все эти
преимущества, но на это нужно время. Поскольку в возрасте 2 лет малыш все еще
больше нацелен на опыт, ему необходимо попробовать, а затем сделать вывод.
Предоставьте ему возможность совершить «правильный» первый опыт.
Если вы не уверены, что коллектив на
площадке хорошо воспримет появление новичка, предложите детям постарше прийти
на вашу территорию, например, к вам в гости. Вместе пригласите ребенка (детей),
затем займитесь совместной подготовкой к приходу гостей. Добавьте немного
драматизации, которую так любят дети. Готовьтесь к приходу гостей торжественно,
ответственно, как к приходу Нового года. Долгожданное событие отметьте
чаепитием, угощениями. Даже если ребенок с удовольствием готовился к встрече с
новым другом, не факт, что само появление последнего вызовет у него
положительную реакцию. Поэтому постарайтесь, чтобы сближение шло постепенно, не
торопите кроху. Вежливо поздоровайтесь сами и предложите ребенку сделать то же
самое. Затем, возложа на малыша роль хозяина, попросите показать гостю дом: где
можно помыть руки, где попить чай, где у вас красуются на полочке лучшие
поделки крохи, его рисунки, игрушки. Немного похваставшись и, наконец, приняв
на себя новую роль хозяина положения, ребенок быстро освоится. К тому же у
ребенка-гостя, старшего по возрасту, вряд ли будет повод провоцировать ссору,
отбирая игрушки или конфеты. Когда же дети займутся совместной игрой, более
опытный гость наверняка даст правильный совет, научит кроху чему-то новому. Постепенно
отлучайтесь из комнаты на некоторое время: сначала — на несколько секунд, потом
— на пару минут. Только под благовидным предлогом, предупреждая кроху: «Я
сейчас, принесу еще сока...», «Схожу на кухню, посмотрю, как пирог...».
И, наконец, предоставьте игрокам
возможность пообщаться наедине.
Обязательно закрепите позитивное
настроение ребят словами, которые помогут вербально назвать ребенка участником
небольшого коллектива: «Какие вы молодцы!», «У вас получился замечательный
замок!», «Чай пить будете?». Сразу переходите на «вы» — теперь малыш не
одиночка, а часть коллектива. Ребята вместе играют, вместе пьют чай, вместе
ищут дорогу к умывальнику, чтобы помыть руки, вместе делят конфеты — они
друзья. Дайте им ощутить это замечательное чувство дружбы, закрепив его
рукопожатием, поцелуем в щеку. А затем предложить новую совместную игру.
Возможно, ту, которая потребует более тесного контакта.
Элементов соревнований на первых
этапах следует избегать, но когда малыш научится быстро заводить друзей, вести с
ними непринужденные беседы (как правило, это случится ближе к трем годам) —
почему бы и нет. Но в этом случае после игры все малыши обязательно должны
разделить славу и призы победителей (ведь всегда побеждает дружба).
|